О КРЫМЕ
Крым история
Название Крымского полуострова произошло от названия города Крым (ныне Старый Крым), который был в золотоордынскую эпоху административным центром Крымского юрта, крупным культурным, ремесленным и торговым центром. Он назывался также Солхатом (Солкатом, Сургатом). Как мне уже приходилось писать (Къасевет. 1991. N 1; Достлукъ. 1992. N 14; Русская речь. 1992. N5), тюркское Кырым и генуэзское (итальянское) Солкати, Сургати - названия этого города - имеют одинаковое значение "ров", "рвы", что позволяет говорить о достоверности такого объяснения топонима Крым и считать неверным его толкование из монгольского слова kerem "крепость" (см.: Э.М. Мурзаев. Визитная карточка монголов // Природа. 1992. N 12).
Поскольку генуэзское название Солхат, несомненно, калькирует тюркское Кырым, возникает вопрос, когда же появилось это тюркское имя города.
В Житии Иоанна Готского - епископа Готской епархии в Таврике - упоминается город Фуллы. Около 780 года Иоанн поднял восстание жителей крепости Дорос - главного города епархии - против захвативших крепость хазар. Хазарский каган вновь захватил Дорос и пленил Иоанна, заточив его в Фуллах, откуда епископ сумел бежать за море в Амастриду, город в Пафлагонии, где и умер через четыре года. Похоронен он был в Партенитах, в основанном им же монастыре. В Житии говорится, что Фуллы имели своего господина.
Где находились Фуплы, до сих пор не установлено. Ученые помещают этот город в Старом Крыму (Ю.А. Кулаковский), Чуфут-Кале (Иоганн-Эрих Тунманн, А.Л. Бертье-Делагард, А.Л. Якобсон), Коктебеле (В.В. Кропоткин) или других местах Крыма.
В одном из списков епархий Константинопольского престола, датируемом VIII веком, впервые упоминается Фулльская епархия. В этом же списке названа Готская епархия в ранге митрополии с кафедрой в Доросе и семью подчиненными ей епископиями: Ходзиров, Астильская, Хвалисская, Оногуров, Ретегская, Гуннов и Тиматархская. В конце списка имеется глосса, в которой говорится о местонахождении епископии Ходзиров и Астильской. Первая находилась близ (епископии) Фуллов и реки Харасиу ("Черная вода"), вторая называется по реке Астиль (Итиль, Волга) в Хазарии, как и одноименная крепость.
В XII веке Фулльская епархия была присоединена к Сугдейской епархии. В XVI веке эта объединенная епархия была поделена между Кафской и Готской епархиями. Прежняя Кафская епархия до своего присоединения в XVII веке к Готской митрополии уже называлась Кафо-Фулльской, а Готская митрополия стала называться Готско-Кафской. В 1778 году последний митрополит Готский и Кафский Игнатий вышел с паствой из Крыма на берега Азовского моря, где и умер в 1 796 году в Мариуполе.
В Житии Константина Философа, создателя славянского письма, составленном между 869 (год смерти святого) и 880 годами, рассказывается о его поездке в Хазарию, куда он был направлен византийским императором по просьбе хазарского кагана для дискуссии о вере с евреями и сарацинами. Путь Константина пролегал в Херсон(ес), где он укротил хазарского полководца, осадившего некий христианский город (вспомните случай взятия хазарами Дороса), затем на корабле отправился в Хазарию, к Меотскому озеру и к Каспийским воротам Кавказских гор, т.е. к Дербенту (гл. IX), из Хазарии он возвращается в Херсон, где предсказывает смерть архиепископа и обращает в христианство фулльский народ (гл. XII): "Был же в народе фулльском большой дуб, сросшийся с черешней, и под ним приносили жертвы, называя его Александр, - и женскому полу не позволяли ни подходить к нему, ни (приносить) жертвы. И когда услышал о том Философ, не пожалев трудов, направился к ним......Сладкими словами уговорив, приказал срубить им дерево с корнем и сжечь его. Поклонился же их старейшина и подошел поцеловать евангелие, а за ним и все (остальные). И, взяв белые свечи у Философа, с пением пошли к дереву, и, взяв топор, ударил Философ тридцать три раза, и приказал всем срубить дерево с корнем и сжечь его. В ту же ночь пошел дождь от бога. И с радостью великою похвалили бога, и бог сильно возрадовался этому".
Затем Константин возвращается в Царьград. Из контекста Жития вовсе не следует, что обращение фулльского народа произошло во время пребывания Константина в Херсоне. Этот подвиг святого, возможно, был позаимствован агиографом из Жития какого-либо другого святого. Так, в IV веке святой Иакинф, мученик амастридский, уже в старости срубил священный лес, которому поклонялись жители города Амастриды в Пафлагонии, за что его подвергли пыткам, от которых он скончался. Похвальное слово "Страсть св. Иакинфа" посвятил ему в IX веке византийский писатель Никита Пафлагонянин. Вспомним, что именно в Амастриду из хазарских Фулл бежал святой Иоанн Готский.
Албанский (армянский) епископ Исрайэл (Израиль) обратил в христианства гуннов во время своей миссии в VII веке в их столицу Варачан, находившуюся в нескольких днях пути (к северу?) от Дербента (Каспийские ворота в Житии Константина Философа!). Находясь среди гуннов, Исрайэл приказал срубить священный дуб, которому они поклонялись как "скверному идолу Аспандиату", и сделать из него крест. В "Истории агван" (X век), в которой описан подвиг Исрайэла, Мовсес Каганкатваци отождествляет гуннов (хонов) с хазарами (хазирами) и называет их богов - Аспандиата, или Тенгри-хана (тюркское имя "Владетель Неба"), и Куара (среднеперсидское hvarra "царская слава, царское величество", персидское farr "блеск, великолепие" - в иранской мифологии божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество).
Святой Бонифаций (680 - убит в 754), называемый апостолом Германии, срубил недалеко от нынешнего Гейсмара дуб Ватана и повторно обратил в христианство язычников Тюрингии и Гессена. Останки святого Бонифация были преданы земле в Фульдском (!) монастыре, основанном в 744 году по благословению святого и названном так по реке Фульде.
В. Томашек, видевший в почитателях фулльского дуба крымских готов, указывал на подвиги святого Иакинфа и святого Бонифация. Поклонение священным деревьям не является чем-либо необычным и известно с древнейших времен у разных народов. О священных дубах и рощах говорится в "Илиаде" и "Одиссее", в Библии.
Агиограф Константина Философа вполне мог обратиться к подвигу святого Бонифация в результате ассоциации Фулл с Фульдой, усиленной ассоциацией событий из Жития Иоанна Готского (бегство из Фулл в Амастриду) с событиями из Жития Иакинфа Амастридского (уничтожение священной рощи), и приписать подобный подвиг Константину, поскольку его свершение, видимо, входило в миссионерский долг, как он понимался агиографами. Агиограф, вероятно, использовал и подвиг албанского епископа Исрайэла в Дагестане, где побывал Константин Философ, заменив при этом имя дуба Аспандиат именем Александр.
Цитата из Библии (Исайя, 66, 18-19), вложенная агиографом в уста Константина, показывает, что агиограф отождествил фулльский народ с библейской страной (или народом) Фулла (или Фуд в греческом и славянском переводах Библии). В пассаже из пророчества Исайи, в котором упомянута страна Фулла, Пула (или Фуд) перечисляются малоазиатские области и отождествление с этой страной фулльского народа, обитавшего где-то в пределах Хазарского каганата, в Житии Константина Философа основано на созвучии имен.
Критически проанализировав точки зрения И.-Э. Тунманна, П.И. Кеппена, В. Томашека, Ф.К. Бруна и Н.Н. Мурзакевича на местонахождение города Фуллы и не согласившись ни с одной из них, профессор Ю.А. Кулаковский (К истории готской епархии в Крыму //Журнал министерства народного просвещения. 1898. N2) пришел к выводу, что город располагался на месте позднейшего Солгата или Старого Крыма. Ю.А. Кулаковский полагал, что фулльский народ Жития Константина мог быть аланами.
Всесторонний контекстуальный и исторический анализ случаев упоминания Фулл и Фулльской епархии в письменных памятниках позволил А.Л. Бертье-Делагарду (Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1920. N 57) утверждать, что "только два из сделанных указаний - Чуфут-Кале и Старый Крым - удовлетворяют основному несомненному положению, находятся на северных склонах гор. Последнее приурочение к Старому Крыму дано Ю.А. Кулаковским, представившим разного рода соображения в его пояснении".
Элен Арвейлер отождествляет епархию Ходзиров с позднейшей хазарской епархией, локализуя их в восточном Крыму, и полагает , что последняя затем получила название Фулльской по своему центру Фуллам. ВХодзирах можно усматривать акациров Приска и Иордана (V век), в которых Равеннский Аноним (IX век) отождествлял с хазарами.
Последние археологические раскопки, проведенные в Старом Крыму под руководством М.Г. Крамаровского, показали, что город возник в XIII веке на месте уже существовавших к середине ХIII века иудейского и христианского поселений, расположенных недалеко друг от друга вдоль дороги, ведущей в Судак.
Локализация центра Фулльскои епархии на месте современного Старого Крыма подтверждается и армянским названием этого города - Хазарат, если, разумеется, епархия Ходзиров и Фулльская епархия - одно и то же. Кстати, генуэзцы называли Газарией весь Крымский полуостров.
Нахождение Фулл на месте Старого Крыма подтверждается предлагаемой ниже этимологией топонима Фуллы.
Со второй половины VII века в Крыму поселяются племена, которым принадлежат памятники салтово-маяцкой археологической культуры. Этими племенами были тюркоязычные булгары и ираноязычные аланы. Салтово-маяцкое поселение второй половины VIII-IХ веков существовало на северо-западной окраине современного Старого Крыма. Возможно, что это и были Фуллы, название которых находит достоверное объяснение в иранских языках, причем его семантика совпадает со значениями тюркского названия Кырым (древнетюркское qaram, qarim, qirim "яма, ров", азербайджанское га рым "углубление для разведения огня", "канава, вырытая вокруг помещения для стока воды", "ров, вырытый для забора", туркменское га рым "ров", "яма для силосования корма, для засыпки зерна и т.п.") и его генуэзского эквивалента Солкати (итальянское solcata "борозда").
Топоним Фулла (или Фулл) сопоставим со следующими генетически родственными словами: пуштунским pula "край (поля)", "вал, насыпь", "межа", "рубеж, граница", персидским pal "гряда, насыпь с приподнятыми краями (на поле для удобства орошения)" и par(r)а "шеренга (солдат и пр.)", "край", "граница", "сторона", пуштунским parа "край", "ряд, линия, шеренга, строй", санскритским pali "запруда, плотина", "межа между полями", "линия, ряд", "край" (от глагола pal "защищать, охранять").
Семантические значения древ нетюркского qirim, азербайджанского и туркменского гарым, итальянского solcata, персидских pal и par(r)a, пуштунских pula и para и санскритского pali совпадают в значении "ров с валом для ограждения, защиты, межа, граница". Так, основными значениями тюркского слова or являются значения "ров, крепостной ров"; "яма", "земляной вал", которые связаны с результатами действия, передаваемого глаголом or- "рыть, копать", что и объясняет известную антонимию значений "ров" и "вал" этого слова. Греческое тскрро^ также означает "ров", "ров с валом".
В "Естественной истории" (IV, 85) Плиния Старшего (I в.) говорится о городе Тафры ("Рвы") на Перекопском перешейке. Геродот в своей "Истории" (IV, 3) рассказывает о "широком рве, растянувшемся от Таврских гор до Меотийского озера, в том именно месте, где оно шире всего", который вырыли для обороны от скифов, ушедших воевать в Мидию, юноши, родившиеся в их отсутствие от скифских женщин и рабов. Возможно, что старокрымские рвы уже существовали во времена Геродота и назывались по-скифски словом, близким аланскому *ful(l)a "ров с валом".
Лингвистическое обоснование возможности существования слова *ful(l)a в крымскоаланском языке выходит за рамки газетной публикации. Оно изложено в специальной научной работе, подготовленной для сборника "Україна в минулому".
Булгары, проживавшие в Крыму совместно с аланами, могли город Фуллы называть по-тюркски Кырым, что позволяет предполагать существование этого тюркского названия уже с VIII века. От булгар оно могло перейти к половцам-кипчакам, которые, подобно аланам и булгарам, также являются предками крымских татар.
Под именем фулльского дуба Александр, видимо, скрывается иранское божество Спентодата, Аспандиат, или Исфандияр. Фулльскому же дубу анологичен дуб бога Аспандиата, срубленный епископом Исрайэлом.
В энциклопедии арабского географа (перса) Абу Али Ахмед ибн Омар Ибн Русте "Дорогие ценности" (написана вскоре после 912 г.) рассказывается о царе города Хайдак в Дагестане, который "придерживается трех религий: по пятницам он молится с мусульманами, по субботам - с евреями, а по воскресеньям - с христианами. Всем, кто посещает его, он объясняет, что (представители) каждой из этих религий зовут (людей) в свою веру и утверждают, что истина в ней и что всякая другая религия, кроме их собственной, несостоятельна, поэтому я и придерживаюсь их всех, для того, чтобы достигнуть истины всех религии". (Мудрость хайдакского правителя достойна подражания, и его хочется поставить в пример современным политикам и пастырям.) Далее в энциклопедии говорится о другом городе Рнхс (Рнджс?), расположенном в десяти фарсахах от первого. В нем имеется дерево, вокруг которого жители собираются по средам, преклоняются и совершают жертвоприношения.
В персидском языке именам Эсфандияр, Эсфандар и Эспандар близко по звуковому составу имя Эскандар (из греческого Александр). Образ Александра Македонского (или Эскандара) вошел в иранские мифологию и эпос, так что вполне можно допустить сближение Аспандиата-Исфандияра и Эскандара (Александра) у алан, что выразилось в имени Александр фулльского дуба. Возможность сопоставления священного дуба Александра со священным дубом Аспандиата, на мой взгляд, подкрепляется тем, что в Готскую митрополию входили епархии, находящиеся в Крыму, на Северном, Кавказе, Волге и в Хорезме, где обитали аланы и хорезмийцы, а в Дагестане - также ираноязычные маскуты, потомки среднеазиатских массагетов, и гунны - предки хазар и булгар.
С.П. Толстов (По следам хорезмийской цивилизации. М.; Л., 1948) помещает епархию Ходзиров в Крыму (в Карасубазаре), Астильскую епархию - в столице Хазарского каганата Итиле, Хвалисскую - в Хорезме, епархию Оногуров - на Кубани, Ретегскую - на Тереке или в городе Тарки в Дагестане. Последнюю еще можно, на мой взгляд, локализовать на Владикавказской равнине, которая в "Армянской географии" (VII в.) называется Ардоз, что по-осетински значит "поляна".
С.П. Толстов привел в своей книге интересную генеалогию хазар и других народов из сочинения "Свод родословия" арабского историка и филолога Хишам ибн Мухаммеда ал-Калби (умер около 820 г.): "Родил Исхак (Исаак), сын Ибрагима ал-Халиля (Авраама), Хазара и Б-з-ра и Бурсуля и Хорезма и Филя". Этноним Филь совпадает с названием древней столицы Хорезма - города Филь, или Кят, грандиозные развалины которого называются в народе Пиль-кала. Здесь любопытно отметить, что хорезмийское слово кят означает "вал в степи" и "город". Возникает вопрос, не происходят ли названия Фуллы и Филь от генетически родственных аланского и хорезмийского слов со значением "ров с валом".
В заключение можно высказать мнение, что имеются достаточно веские основания полагать, что тюркское название Крым уже существовало в VIII веке, а его аланский прототип мог появиться еще в скифские времена.
|